Интервью | Российско-германский год научно-образовательных партнерств 2018-2020
  • Информация о Годе
  • Темы и проекты
  • Карта сотрудничества
  • Знаковые проекты
  • Конкурсы
  • Лучшие проекты года
 

Мероприятия «перекрестного» года дают импульс к публикации совместных научных статей

Наталья Васильевна Ростиславлева, директор Российско-германского учебно-научного центра (РГУНЦ) Российского государственного гуманитарного университета, отвечает на вопросы интервью в рамках продвижения Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018-2020

Мероприятия «перекрестного» года дают импульс к публикации совместных научных статей

Российско-германский год научно-образовательных партнерств 2018-2020 призван придать сотрудничеству ученых двух стран новые импульсы, а также сделать более прозрачным взаимодействие между высшими учебными заведениями и научными организациями. В каких инициативах, приуроченных к перекрестному году, участвовал ваш университет, и какие это дало результаты? Какие практики оказались наиболее эффективными?

Регулярное проведение года научно-образовательных партнерств – важная инициатива правительств России и Германии.

7 ноября 2019 г. в рамках «перекрестного года» на мероприятии «Russian-German scientific dialogue within the Berlin science week» в РДНК в Берлине был представлен российско-германский проект «Безопасность и гражданское общество в России и Германии в годы Первой мировой войны. Интернирование гражданского населения Германии и Российской империи (1914-1917)».  В результате обсуждения и в частных беседах подтвердились ожидания авторов проекта о высокой научной и общественной актуальности темы исследования. С этим же проектом мы участвовали в конкурсе «Россия и Германия: научно-образовательные мосты».

РГУНЦ РГГУ участвовал в создании и подготовке контента выставки Российской государственной библиотеки к юбилею А. фон Гумбольдта, которая проводилась как мероприятие «перекрестного» года. В процесс подготовки выставки активно вовлекались студенты, для работы в архивах и библиотеках Москвы, выявляя источники и литературу, связанную с путешествием А. фон Гумбольдта по России. Проект получил широкое освещение в СМИ и научном сообществе обеих стран, были выявлены научные лакуны в изучении творчества А. фон Гумбольдта в России и СССР.

Проводились ли в вашем вузе мероприятия в рамках Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018-2020? Каков был отклик?

В РГГУ всегда активно продвигалось сотрудничество с Германией, однако в рамках «перекрестного» года мероприятия обрели еще более высокий статус. Например, российско-германский круглый стол «Интернирование и депортации гражданского населения России и Германии в годы Первой мировой войны» дал импульс для подготовки его участниками статей в изданиях, индексируемых в Scopus и WoS, а также привлек внимание историков к этой практически не изученной проблеме. 

В октябре 2019 была проведена презентация российско-германской коллективной монографии «Россия и Германия в годы Первой мировой войны: между безопасностью и гуманностью», на которую уже поступили положительные рецензии.

Не менее эффективным начинанием является регулярное проведение совместно с институтом этнокультурного образования Международного союза немецкой культуры (МСНК) конкурсов научных студенческих проектов, направленных на изучение вклада немцев и русских немцев в научную, культурную, экономическую жизнь России. Два последних были включены в перечень мероприятий «перекрестного» года. Победители этих конкурсов получают возможность принять участие в научной конференции в Германии, опубликовать результаты своих исследований в научных журналах (уже опубликованы два доклада в журнале РГГУ “ Гуманитарный акцент”). Важным результатом стала организация постоянно действующего научного студенческого семинара “Немцы в экономической, социальной и культурной жизни России XVIII – начала XXI вв.”, на котором обсуждаются доклады финалистов и участников конкурса, а также других студентов и аспирантов РГГУ, даются рекомендации для дальнейших научных изысканий и публикации.  

Каковы ключевые направления сотрудничества существуют между вашим университетом и германскими вузами? Какие планируется развивать особенно активно?

РГУНЦ активно сотрудничает с четырьмя германскими вузами.

Партнерство c институтом истории им. Фридриха Майнеке Freie Universität Berlin в основном развивается в научной плоскости. Научные проекты реализуются при финансовой поддержке РФФИ и DFG. В рамках сотрудничества уже выпущены две коллективные монографии, проведены три международные конференции, опубликованы российско-германские отчеты об этих мероприятиях. Партнерство также предусматривает проведение в ноябре 2020 конференции по гуманитарной деятельности в годы Первой мировой войны, а также подготовку к печати еще одной российско-германской монографии к концу 2021 г. Данное взаимодействие способствует развитию научной дипломатии (science diplomacy) России и Германии.

Партнерство с университетом Гумбольдта (Берлин) развивается как по линии образования, так и в сфере науки. Ежегодно проводится отбор студентов РГГУ и Университета Гумбольдта для обучения по программе академической мобильности в партнерском вузе. Безусловно, эту линию сотрудничества необходимо развивать, так как она является ценной не только в образовательных целях, но и для совершенствования коммуникативных навыков участников и налаживания между ними контактов, что способствует формированию качественно иного пространства для сотрудничества обеих стран в самых разных сферах.

Именно этот университет выступил как главный партнер при создании РГУНЦ: при его поддержке создана библиотека центра, организовывались студенческие форумы «Глобализация и идентичность», проводились выставки фотографий студентов РГГУ и Университета Гумбольдта, отражающих восприятие ими России и Германии, принимающих вузов и повседневности иноязычного пространства.

Кооперация с Европейским университетом Фленсбурга и Европейским университетом Франкфурта на Одере (Виадрина) развивается в рамках программы Erasmus Plus. Ключевое направление – это студенческая и преподавательская мобильность. Но студенты, сотрудники и преподаватели этих вузов всегда приглашаются к участию в научных и иных мероприятиях РГУНЦ.

С Европейским университетом Фленсбурга РГУНЦ развивает программу «Тандем-проект», которая помогает студентам педагогического профиля университета Фленсбурга с помощью онлайн-сервисов получить опыт обучения студентов РГГУ немецкому языку. Каждый год группа германских студентов из Фленсбурга – участников этого проекта –  приезжает в Москву и офлайн общается со студентами РГГУ, что формирует не только языковые навыки студентов РГГУ, но и способствует углублению межкультурной коммуникации молодежи обеих стран.

Уделяется ли в вашем университете внимание обучению немецкому языку и культуре студентов и молодых ученых? В каком формате это происходит, как планируется развивать?

Изучение немецкого языка и его популяризация – ключевые направления работы РГУНЦ. Как уже отмечалось, в рамках центра развивается «Тандем-проект», который пробуждает интерес к немецкому языку и формирует языковые навыки.

На базе РГУНЦ работает программа дополнительного образования «Германия: язык, история, политика, культура». Обучение продолжается в течение 6 и более семестров и завершается сдачей экзамена на диплом DSH, который дает право на обучение в вузах Германии. Экзамен принимают представители Университета Гумбольдта. Эта программа реализуется уже более десяти лет, пользуется популярностью у студентов, способствует развитию академической мобильности и повышению роли немецкого языка в РГГУ.