Интервью | Российско-германский год научно-образовательных партнерств 2018-2020
  • Информация о Годе
  • Партнёрства в годе
  • Участие
  • Темы
  • Знаковые проекты
  • Конкурсы
 

«Смелость двигаться дальше»

Рудольф Смоларчик, Конференция ректоров вузов Германии (HRK)

«Смелость двигаться дальше»

Рудольф Смоларчик, Конференция ректоров вузов Германии (HRK)

Какой у Вас опыт сотрудничества с российско-германскими партнерами в сфере высшего образования?

С 1992 года количество университетских соглашений сотрудничества с Россией выросло более чем в три раза - с 300 до 950 в настоящее время. Мы приветствуем это. В международном сотрудничестве в сфере высшего образования HRK всегда стремится оптимизировать рамочные условия. В настоящее время у нас действует совместная экспертная группа с российской Ассоциацией ведущих университетов, которая разрабатывает рекомендации по совместным магистерским программам и аспирантурам. Интерес к положительному результату также очень высок и у российской стороны.

Какие видимые результаты были получены в результате этого сотрудничества на настоящий момент?

Решающее значение имеют, прежде всего, люди, участвующие в университетском сотрудничестве - профессора, аспиранты и студенты. Однако для того, чтобы они могли заниматься своими основными задачами в области исследований и преподавания, необходима минимальная степень институционализации для того, чтобы сделать отношения между ними более эффективными и устойчивыми. Важную роль здесь должны играть руководство и администрация университета. В последние годы мы добились больших успехов на данном этапе в Германии и надеемся, что другие страны, включая Россию, будут работать в том же направлении.

Мы видим, что с 2006 года в ходе реформ высшего образования автономия российских вузов в академической сфере и в формировании их международной деятельности, заметно желаемая и укрепляемая государственными программами, возрастает. Но как следствие этих реформ мы также видим усиление бюрократических процессов, которые требуют всё больше ресурсов.

В чем, по Вашему мнению, заключается особое значение германо-российских отношений в сфере высшего образования?

Может быть, это глубокие исторические корни? Мне кажется, решающее значение имеет то, что участники видят в своём сотрудничестве взаимную пользу. О том, что сотрудничество приносит свои плоды, можно косвенно судить по количеству учреждений с обеих сторон: около 200 вузов в Германии и 250 в России. Поэтому HRK приветствует межправительственные инициативы, такие как Перекрестный Год и Дорожная карта, которые направлены на поддержание и расширение достигнутого уровня сотрудничества. Сложные международные политические условия требуют этого в срочном порядке.

Как Вы видите будущее? Какие советы Вы дадите другим проектам?

Если научный результат положительный, отношения будут продолжать развиваться. Учитывая качество обеих систем высшего образования, я не беспокоюсь об этом. С другой стороны, я вижу в России значительную задержку в реализации основных принципов Болонского процесса, таких как модуляризация и независимая от государства аккредитация учебных программ, хотя Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году. Это приводит к частично непреодолимым формальным препятствиям, например, в области признания, что имеет решающее значение для создания совместных структур обучения. Эта и без того сложная задача требует значительных дополнительных организационных и временных затрат. Поэтому эти требования должны быть четко учтены уже при планировании мероприятий. Здесь я рекомендую так называемую смелость – оставить пробел: если что-то невозможно, то лучше этого не делать и фокусироваться на более простых форматах.

Рудольф Смоларчик, Конференция ректоров вузов Германии (HRK) 
Начальник отдела С4: Сотрудничество с партнерскими организациями в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии.
Арштрассе 39, 53175 Бонн, Германия. 
smolarczyk@hrk.de
Телефон: +49 228 887-171